{feed}

Все публикации

Попов решил не отвечать за гнилые трубы столицы

Наталия Воронецкая, газета "КОММЕНТАРИИ" №233 от 24 сентября 2010

ТрубыКиевские власти обещают помочь тем, кто добровольно согласится создать ОСМД. Остальные дома тоже перейдут на новую форму хозяйствования, но уже в принудительном порядке. Однако по факту в сфере ЖКХ это мало что изменит...

На прошлой неделе Киевсовет утвердил программу реформирования и развития ЖКХ Киева до 2014 года


РЕАЛИЗАЦИЯ программы обойдется столице в 24 млрд. грн., и на жилищное хозяйство в ней выделено 3,5 млрд. Основной фишкой программы стала перспектива массового создания объединений совладельцев многоквартирных домов (ОСМД). Так, в КГГА уверены, что до 2014 года в городе будет действовать 7 тыс. ОСМД. Сейчас таких насчитывается около 500. С учетом того, что в жилом фонде столицы порядка 11 тыс. многоквартирных домов, планы по переводу на приватную основу 63% из них можно действительно назвать грандиозными


В принципе данное положение полностью согласуется с позицией МинЖКХ. Еще летом, к радости министерства, Верховная Рада в первом чтении приняла проект Закона «О внесении изменений в закон «Об ОСМД». Этим документом планируется расширить полномочия объединений и финансово поддержать тех, кто выскажет желание перейти на новую систему управления. И министерство с нетерпением ждет принятия закона в целом. Киевскую программу планируется реализовывать исходя как раз из бонусов, которые предлагает будущий документ. В частности, права собственности на придомовую территорию, права отчуждения части дома, права самостоятельно выбирать поставщика коммунальных услуг. И даже, возможно, получится выбить налоговые льготы.


Но, по словам экспертов, жильцы ждут от властей совершенно другого. В частности, капитальных ремонтов. «Сегодня бытует представление, которое в принципе спровоцировано нечеткостью законодательства, что власть сначала обязана сделать капитальный ремонт дома и лишь потом передавать его ОСМД. Расплывчатая формулировка «предыдущий собственник принимает участие в ремонте» порождает массу мифов. В старых домах, где проживают преимущественно люди старшего поколения, существует повальная уверенность, что сначала сделают ремонт, а потом лишь надо приступать к созданию ОСМД», — рассказывает «k:» эксперт Ассоциации городов Украины Владимир Пархоменко.


Это смешно звучит, но киевские власти тоже согласны, что без капремонта никуда. Поэтому согласились для новосозданных ОСМД выделять по 30 тыс. грн. Понятно, что этих денег с трудом хватит только на покраску стен в подъездах. Министр ЖКХ Юрий Хиврич еще два месяца назад заявлял, что на ремонты даже в регионах необходимо минимум 100–120 тыс. Но эксперты говорят, что сумма в 30 тыс. появилась не просто так. Дело в том, что, если верить киевским ЖЭКам, большая часть жилого фонда, находящаяся на обслуживании у этих структур, сохранилась в удовлетворительном состоянии. «Состояние дома «на бумаге ЖЭКа» и реальное часто кардинально расходятся. Бывают случаи, когда ЖЭК отчитывается и о проведении капитального ремонта, и о замене труб, и о перекрытии крыши. А по факту за последние годы в лучшем случае коммунальщики заменили одну трубу», — рассказывает управляющий партнер ЮФ «Можаев и Партнеры» Михаил Можаев.


Эксперты уверяют, что для капитального ремонта 7 тыс. киевских домов необходимо порядка 3,5 млрд. грн. А это вся сумма, которую Киевсовет согласился расписать на реформирование жилищного хозяйства в течение четырех лет. Но даже исходя из суммы в 30 тыс. грн., чтобы обеспечить ремонт 7 тыс. домов, нужно 210 млн. грн. Для сравнения: в госбюджете на этот год заложено для всей Украины 110 млн. грн. для поддержки ОСМД. Видимо, поэтому киевская программа реформирования оговаривает, что деньги будут поступать не только из бюджета, но и от частных инвесторов. Правда, эксперты уверяют, что они не спешат вкладывать деньги в жилой фонд. «Кто захочет инвестировать в проект, финансовый результат которого, по сути, нельзя спрогнозировать? У нас, если недобросовестные собственники жилья не хотят оплачивать услуги, выбить с них долги можно только через суд, а эта процедура может растянуться не то что на месяцы, на годы. И даже если есть решение суда, то исполнительная служба с неохотой берется за взыскание», — уверяет Можаев.


Еще один вариант, к которому нынешний фактический градоначальник Александр Попов прибегал, будучи мэром Комсомольска, это кредиты и продажа земель. О кредитах на ОСМД сейчас говорить не приходится, Киев и так в долгах, как в шелках, и продолжает заимствовать на инвестиционные проекты — строительство метро, закупку коммунального автотранспорта и подготовку к чемпионату Европы по футболу. А вот продажа земель остается перспективным источником получения финансовых ресурсов. В принципе процесс уже пошел. По словам заместителя председателя КГГА Руслана Крамаренко, власти столицы рассчитывают привлечь в этом году в городской бюджет 360 млн. грн. дополнительных средств за счет продажи земельных участков иностранным представительствам. Мэрия также ведет работу с налоговиками и райадминистрациями в части пересмотра договоров аренды и договоров пользования с учетом увеличения ставки с 1 до 3%. «Это даст возможность Киеву получать еще порядка 900 млн. грн. в год платы за землю», — уверен чиновник. Но вот куда будут направлены эти деньги, пока не понятно. И опрошенные «k:» эксперты очень сомневаются, что это будут капремонты домов. Особенно если учесть, что скрытый дефицит бюджета города даже по скромным подсчетам составляет 4 млрд. грн.


Впрочем, для большинства киевлян ремонт за казенный счет не является основным критерием для принятия решения о создании ОСМД. Больше всего граждан пугает длительная забюрократизированная процедура создания объединения и последствия этого шага. Все это требует колоссального количества времени, энергии и денег. Но сегодня об упрощении этой процедуры никто не говорит. Вместо этого ОСМД предлагают переложить свои проблемы на плечи так называемых управляющих компаний. По словам Юрия Хиврича, исполкомы городских советов обяжут передать жилой фонд в управление новосозданных компаний, и уже они «на конкурсной основе определят предприятия, которые будут обслуживать жилье». Но тут возникает самый острый вопрос — доверие. ОСМД, при нынешнем законодательстве, это в первую очередь добровольное согласие отдать управление своим имуществом людям, которым доверяешь. Сегодня проколы случаются даже с проверенными соседями. Юристы свидетельствуют, что в Киеве зафиксирован не один случай, когда председатель правления ОСМД, получив деньги от аренды или даже продажи помещений, исчезал в неизвестном направлении. И вряд ли киевляне готовы довериться незнакомым людям, которые могут в случае неуплаты коммунальных услуг обратиться в суд даже с вопросом о реализации квартиры в счет погашения долгов. Юристы сравнивают управляющие компании с КУА, только с той разницей, что деятельность последних четко регламентирована законодательством, а первые сегодня во многом работают на доверии.


Впрочем, киевлянам, как и украинцам в целом, особого выбора не оставляют. МинЖКХ сейчас инициирует обязательный статус ОСМД с 2015 года. «До 2015 года будем объяснять и агитировать. Потом сделаем обязательной нормой. Как в Прибалтике. Где жильцы утром проснулись уже в ОСМД», — заявил профильный министр. Но при такой постановке вопроса мы обречены на те же ЖЭКи, только под другой вывеской. Ведь на рынке очень мало альтернативных коммунальщиков. А значит, украинцы не получат от объединения основного преимущества — возможности выбирать поставщиков работ и услуг, которые будут оптимальны по соотношению цена-качество.