{feed}

Все публикации

Нацбанк получил псевдонезависимость

Елена Лысенко, «Деловая Столица» №28-29/478-479, от 19 июля 2010

Президент 15 июля подписал изменения к Закону «О Нацбанке», на которых настаивал МВФ во время переговоров о возобновлении кредитования Украины. Основной лейтмотив документа – повышение центробанка: согласно ему главным банкиром страны не может быть лидер либо руководитель политической партии, Совет НБУ, комплектующийся представителями Верховной Рады и Президента, лишается права вето на решения правления Нацбанка, а срок действия полномочий председателя цетробанка увеличивается с пяти до семи лет. Одновременно законом ограничиваются возможности по трудоустройству топ-менеджеров НБУ: им разрешается возглавлять коммерческие банки лишь через год после отставки. Согласно документу регулятор больше не имеет права участвовать в покупке государственных ценных бумаг на первичном рынке: активно выкупая у Минфина облигации внутреннего госзайма, он в последние годы регулярно финансировал дефицит госбюджета. По официальной статистике на 12 июля в портфеле НБУ было ОВГЗ на 680,89 млрд. грн. В то же время главному банку страны позволяются выплаты внешних заимствований Украины за счет его золотовалютных резервов, на операции с которыми до сих пор было наложено табу.

Новым законом предусматривается создание центробанком резервов, которые будут использоваться на покрытие его убытков, и оговариваются новые правила наполнения им госбюджета. «НБУ станет перечислять в госказну свою прибыль после формирования резервов. В случае же нехватки средств в общих резервах недостача компенсируется за счет госбюджета следующего за отчетным года. Такими изменениями законодатель пытается устранить предусмотренные действующим законодательством «авансовые» платежи доходов Нацбанка в казну, то есть перечисления доходов, которые еще не получены», - рассказал «ДС» управляющий партнер ЮФ «Можаев и Партнеры» Михаил Можаев.

Документом также устанавливается новый приоритет в работе Нацбанке – сдерживание инфляции. Раньше главной задачей регулятора была стабильность курса гривни к иностранным валютам. «Думаю, такая задача, как сдерживание инфляции, вполне по силам НБУ и для ее реализации ему вовсе не обязательно напрямую регулировать цены на товары и услуги, чего он просто не в состоянии делать из-за отсутствия полномочий. Ему достаточно регулировать объем денежной массы в стране и остатки на корсчетах банков путем увеличения резервных требований и активной продажи своих депозитных сертификатов. Собственно, это он и делал в 2009-2010 гг., когда свернул 50 млрд. грн. денежной массы, которая была влита в экономику через рефинансирование финучреждений и покупку валюты на межбанковском рынке. Если бы это не было сделано, то уровень инфляции в стране сейчас был значительно выше, чем нынешние 3,3%», - отметил в интервью член правления Проминвестбанка Владислав Кравец.

Опрошенные «ДС» финансисты считают, что новый нацбанковский закон лишь частично повышает независимость НБУ. Признают это и на улице Институтской, 9. «Например, то, что мы теперь не имеем право покупать ОВГЗ у Минфина для финансирования госбюджета страны, можно легко обойти – для этого в новом законе оставлена лазейка. Там говорится: Нацбанк не может приобретать госбумаги на первичном рынке, но никто не запрещает это делать на вторичном. Например, госбанки сначала приобретают ОВГЗ вроде как для себя, а уже на следующий день продают их на вторичном рынке НБУ. Либо и того проще: мы выдаем рефинансирование Укрэксимбанку или Ощадбанку, а они за эти деньги покупают гособлигации», - рассказал «ДС» член правления Национального банка. После подписания нового закона Президентом Януковичем трудно говорить и о кадровой независимости центробанка. Особенно после того, как на прошлой неделе стало известно о назначении в зампреды главе НБУ Владимиру Стельмаху «смотрящего» от Партии регионов – начальника отдела надзора Донецкого территориального управления НБУ Игоря Соркина.