{feed}

Все публикации

Стельмах получил неограниченную свободу

Татьяна Сметанина, Комментарии №226 от 16 июля 2010

Оперативное управление банковской системой, как и прежде, будет осуществляться с оглядкой на Президента

Депутаты помогли правительству выполнить одно из ключевых условий МВФ. Под занавес парламентской сессии ВР приняла закон, усиливший независимость НБУ. Впрочем, глава Нацбанка Владимир Стельмах, который сумел удержаться в своем кресле и при новой власти, научился исполнять пожелания своих патронов и без законодательной указки

ЗАКОНОПРОЕКТ практически идентичного содержания в июле прошлого года попытался провести через парламент Виктор Ющенко, чтобы так же, как и сейчас, удовлетворить требования фонда. Однако конфликт между ветвями власти не дал возможности документу превратиться в закон. Сейчас же законопроект авторства Виктора Януковича прошел через сессионный зал на ура по сокращенной процедуре.

Чтобы выполнить требования МВФ, власть лишила себя одного из главных источников финансирования бюджетного дефицита — за счет средств НБУ. «Во-первых, изменится механизм расчетов Нацбанка с бюджетом. До сих пор НБУ должен был ежеквартально перечислять в бюджет положительную разницу между своими доходами и расходами. Причем по итогам года эта сумма может быть увеличена. Новый закон оговаривает переход на систему, при которой перечислению в государственный бюджет подлежит нераспределенная прибыль НБУ по итогам финансового года. При этом учитывается лишь реально полученная, а не запланированная прибыль. Кроме того, в бюджет может перечисляться лишь половина нераспределенной прибыли, другую половину предлагается отдать на формирование резервов НБУ. И лишь после того, как резервы достигнут 10% от всех его денежно-кредитных обязательств, оставшаяся прибыль может быть дополнительно перечислена в бюджет», — объяснил Владимир Терещенко, партнер ЮФ «Вернер и партнеры». Таким образом, правительство лишат искушения законодательно заставить НБУ профинансировать отдельные расходы бюджета. Вспомнить хотя бы, как в прошлом году ведомство Владимира Стельмаха пытались принудить дополнительно перечислить в бюджет мифическую прибыль под финансирование подготовки к Евро-2012. «Кроме того, законом установлен запрет на выдачу кредитов НБУ (как прямо, так и опосредствованно через другое лицо) с целью финансирования расходов госбюджета. Также установлен запрет на покупку НБУ государственных ценных бумаг на первичном рынке», — дополняет Наталья Селякова, партнер, глава практики по вопросам банковского и финансового права в Украине международной ЮФ Salans. Впрочем, с учетом уже полученного от россиян двухмиллиардного кредита на финансирование бюджетного дефицита, а также ожидаемых $14,9 млрд. в рамках программы stand-by (в этом году Украина рассчитывает привлечь около $5 млрд.) и средств от европейских финансовых институтов привлечение средств НБУ для правительства становится не столь актуальным. К тому же положения нового закона дают возможность напрямую подключить Нацбанк к обслуживанию госдолга. «Документ позволяет использовать золотовалютные резервы НБУ для обслуживания международных кредитных обязательств и финансирования участия в международных организациях», — уточняет Наталья Селякова.

Новый закон предоставил Владимиру Стельмаху практически неограниченную свободу действий в оперативном управлении банковской системой. «Документ оговаривает большее разделение полномочий двух руководящих органов НБУ: Совету Нацбанка предлагается заниматься вопросами разработки основных принципов денежно-кредитной политики, а правлению — осуществлять оперативное управление банковской системой. Правление НБУ полномочно принимать решения относительно банковского регулирования и надзора, организации системы рефинансирования, определения и осуществления валютно-курсовой политики, валютного регулирования и управления золотовалютными резервами, а также функционирования платежных систем и организации расчетов. При этом Совет НБУ лишен права применять отлагательное вето на решения правления (относительно диверсификации активов НБУ и их ликвидности, лимитов внебалансовых обязательств, формирования резервов, покрытия финансовых рисков, порядка отчислений доходов в госбюджет, минимального размера золотовалютных резервов и пр.)», — говорит Михаил Можаев, управляющий партнер ЮФ «Можаев и Партнеры». Справедливости ради стоит сказать, что за всю историю работы Нацбанка вето было применено Советом НБУ лишь один раз. Весной 2008 года отлагательное вето было наложено на решение правления об укреплении официального курса гривни до 4,85 грн./$ с 5,05 грн./$ (на котором он удерживался с апреля 2005 года). Однако правление НБУ преодолело вето совета и подтвердило свое предыдущее решение. Кроме того, сам Владимир Семенович никогда не принимал ключевых решений, предварительно не посоветовавшись с президентом. Так он поступал и при Викторе Ющенко, так действует и сейчас. Пожалуй, самым показательным моментом является нынешнее искусственное сдерживание Нацбанком дальнейшего укрепления гривни (за счет постоянного выкупа на межбанке излишка валюты). Ведь ревальвация нацвалюты привела бы к существенному проседанию прибыли экспортеров, об интересах которых заботится Виктор Янукович.

Куда более опасными являются несколько других положений нового закона. «До сих пор основной функцией НБУ было обеспечение стабильности национальной валюты, и, соответственно, стабильности банковской системы страны. Согласно новому закону приоритетом деятельности НБУ становится ценовая стабильность. О стабильности банковской системы НБУ будет заботиться, но не в ущерб ценовой стабильности. Для банковской системы в целом это может означать уменьшение объема и качества вмешательства НБУ в деятельность отдельных банков. Становится менее вероятным поддержание на плаву отдельных проблемных банков в ущерб общей денежно-кредитной политике», — объяснил Владимир Терещенко. Кроме того, новый закон, продлевая полномочия главы НБУ до семи лет, по сути, закладывает мину замедленного действия в случае смены власти. Ведь новый президент получит в наследство главного банкира страны, повлиять на которого будет невозможно.