{feed}

Нацбанк создаст подразделение по защите потребителей. Но чем защитит — не сказал

Олег Хомчук , Елена Лысенко "UBR.ua" от 12.06.2019

Юристы опасаются, что люди не получат практической пользы от новой структуры

 

Нацбанк создаст специальное подразделение, которое займется вопросами защиты потребителей финансовых услуг, заявил председатель Нацбанка Яков Смолий. И объяснил этот шаг отказом Верховной Рады принять закон о защите прав потребителей финуслуг: депутаты еще в марте 2016 года приняли в первом чтении законопроект №2456-д («О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования защиты прав потребителей финансовых услуг»), однако так и не проголосовали его во втором.

Общую задачу нового подразделения Смолий сформулировал очень пространно и без конкретики — «усиление защиты потребителей финансовых услуг». Не уточнив при этом, будут ли люди получать от НБУ:

  1. юридическую помощь в случаях, когда права потребителя финансовых услуг были нарушены финучреждением, и дело уже рассматривается в судах разных инстанций;
  2. содействие по части оперативного отзыва у банков лицензий на разные виды деятельности в ситуациях, когда структуры нарушают лицензионные условия;
  3. помощь в части открытия уголовных дел правоохранительными органами (правильного составления документов, предоставления дополнительных данных). Например, в случаях, когда банки откровенно воруют деньги вкладчиков и пускаются с ними в бега.

Чтобы банки не грабили: Нацбанк опубликовал новые правила для сейфов

Все это осталось за скобками, и абсолютно неясно.

 

В сообщении пресс-службы Нацбанка, функции нового подразделения регулятора больше напоминают просветительские. И совсем не подтверждают намерений в чем-то помогать людям, у которых возникают прикладные проблемы с банками.

Пока Смолий говорит о том, что инициатива центробанка «позволит урегулировать систему раскрытия информации о финансовых продуктах и услугах». То есть финучреждения обяжут предоставлять потребителям максимум сведений о своих услугах. И те смогут максимально осознанно делать свой выбор. А что делать людям, когда банк нарушит условия своего же договора или попросту украдет деньги клиента — в НБУ пока не уточняют.

Зато там обещают выслушать человека. Зампред Нацбанка Роман Борисенко сообщил, что будет call-центр и Единый центр приема граждан, где можно будет получать ответы на вопросы. Но снова: о предоставлении не только консультаций, а конкретной помощи, речь пока не идет.

При этом нацбанковцы обещают и дальше принимать жалобы и обращения граждан. Кстати, в первом квартале 2019 г. регулятор получил на 55,42% больше обращений украинцев — 5 269, чем за аналогичный период 2018-го. Большинство касалось деятельности корпоративного пенсионного фонда пенсионного фонда самого НБУ. На втором месте оказалась тема кредитования, а на третьем — платежей.