{feed}

Все публикации

Надежно, как в банке

Елена Буруль, "Деньги.ua" от 10 марта 2010

ДеньгиМошенничают банковские служащие не так редко, как хотелось бы клиентам банков. «Деньги» проанализировали самые распространенные способы обмана банковских клиентов и спросили у юристов – как этого можно избежать.

На самом деле мошенничество на уровне рядовых и почти рядовых банковских служащих существовало всегда. Но вопиющих масштабов оно достигло во время кризиса. Чего стоит, к примеру, ограбление отделения КредитВестБанк его же руководителем. Или скандальный побег директора Миргородского отделения «Райффайзен Банка Аваль» со средствами, привлеченными под видом банковских вкладов.
Но намного чаще встречаются более банальные нарушения…

Кредитные аферы
Сейчас кредитование практически свернуто, но до кризиса оно процветало. Получить кредит на бытовую технику или электронику можно было, не имея ни копейки денег в кармане, а лишь паспорт, справку о присвоении идентификационного номера и полчаса свободного времени для похода в магазин. Именно здесь, вдали от руководства, кредитные менеджеры совершали самые дерзкие аферы.

Чаще всего пострадавшими выступали клиенты, которые действительно единожды оформляли там кредит – вот тогда мошенники и получали их данные и копии документов. Но вместо одного кредита у заемщика откуда ни возьмись появляются еще несколько.

Самое интересное, что при расследовании подобных случаев выяснялось, что зачастую заемщики сами ставили подписи на дополнительных кредитных договорах, просто подписывая все, что подсовывал кредитный менеджер.

Реже «липовые» кредиты оформляются по утерянным или украденным документам. Куда чаще – по документам, доступ к которым организуется на регулярной основе. Например, управляющий партнер юридической компании «Можаев и партнеры» Михаил Можаев рассказал «Деньгам» об еще одной схеме с фиктивными кредитами. Сотрудники турагентства «сливали» данные своих клиентов знакомому банковскому служащему, который оформлял на них беззалоговые кредиты.

«Люди прилетают из загранотпуска и спокойно ходят на работу три-четыре месяца. А потом получают письмо из банка, что у них есть задолженность по якобы полученному ими кредиту, которую необходимо погасить», – рассказывает г-н Можаев.

Чужие займы
Что же делать ставшему «заемщиком не по своей воле»? Необходимо сразу же написать заявление на имя председателя правления банка. В случае отсутствия мгновенной и положительной для клиента реакции – сразу же обратиться в правоохранительные органы. «При наличии заявления в адрес банка мы сами готовим соответствующие официальные обращения в правоохранительные органы. В тех случаях, когда процедуры банка позволяют сразу определить, что речь идет об оформлении кредита по поддельным документам, банк старается минимально привлекать пострадавшее лицо», – рассказывает заместитель директора департамента безопасности «Альфа Банка» Сергей Досенко.

Если кредит был оформлен полностью без участия пострадавшего, доказать невиновность будет довольно просто. Достаточно провести графологическую экспертизу. Ведь подписи на всех банковских документах поддельные.
А вот в случае с фальшивыми потребкредитами, оформленными в магазине, где заемщик опрометчиво подмахнул подсунутые ему кредитные договоры, ситуация намного сложнее. Ведь доказать то, что клиент подписал договоры не по своей воле, практически невозможно.

Разумеется, мы не рассматриваем случаи, когда заемщик по собственной воле сознательно и добровольно, за вознаграждение, передавал свои личные документы мошенникам для оформления кредита.

За Вами должок
Начальник рекламного отдела Алла два года назад оформила кредитную карту в одном из крупнейших розничных банков – чтобы приобрести ноутбук. В течение нескольких месяцев девушка рассчиталась за покупку и забыла о займе. По прошествии года с момента закрытия кредита Алле позвонили и сообщили о том, что у нее есть задолженность перед банком – около 1000 грн. Поначалу она решила, что это какая-то ошибка. Но звонки продолжались.

В итоге Алла не выдержала и пригрозила, что напишет заявление председателю правления банка. Через несколько дней девушке снова позвонили. Человек представился сотрудником службы безопасности банка и поинтересовался, не писала ли Алла заявление. Услышав «нет», человек даже не попрощавшись, положил трубку. Получается, что Алла напугала мошенника и не стала платить то, что не положено.

Назад Вперед