{feed}

Все публикации

Дорогие дороги

Тимофей Крамарев, "Autocentre.ua" от 11 февраля 2010

Снежная зима и морозы стали для коммунальщиков и «Укравтодора» очередной «неожиданностью», а для автолюбителей – экзаменом на экстремальное вождение. В последнее время многие из нас занимались каждодневным «бобслеем», проходя на своем авто трассу по ледяному желобу в миллиметре от бортов припаркованных машин. «АЦ» пытается разобраться, каким образом можно апеллировать к дорожникам и коммунальщикам, случись что с авто по причине их бездеятельности.

Ответственные люди

Вначале рассмотрим ответственность сторон. За состояние дорог общего пользования (внегородских) у нас отвечает Государственная служба автомобильных дорог Украины (корпорация «Укравтодор»). В ее ведении находятся региональные службы автомобильных дорог, ОАО «Государственная акционерная компания «Автомобильные дороги Украины», куда входят ДП облавтодоров и т. п. Схема довольно сложная, если учесть, что, например, обл­автодоры, занятые уборкой трасс, вывозом снега, расчисткой ото льда, являются подразделениями ГАК «Автомобильные дороги Украины». При этом ответственность за заказ тракторов, грейдеров, грузовиков и людей несет областная служба дорог. Впрочем, в конечном итоге все замыкается на «Укравтодоре».

За состояние дорог и придомовых территорий в населенных пунктах отвечают местные коммунальные службы, жаловаться на которые можно в горадминистрацию и Министерство по вопросам жилищно-коммунального хозяйства (minjkg@ukr.net). Обращаться в последнюю инстанцию, конечно, можно, но, по мнению людей бывалых, не очень эффективно. Перспективнее бороться непосредственно с жэками и кооперативами. Согласно Приказу Госкомитета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства № 76 «Об утверждении Правил содержания жилых домов и придомовых территорий» от 17 мая 2005 года уборка и вывоз снега, обработка придомовой территории, предназначенной для прохода и проезда, противогололедными смесями является составляющей услуги по содержанию домов, сооружений и придомовых территорий. Берем базовый Закон «О жилищно-коммунальных услугах» и действуем в строгом соответствии со ст. 18 «Оформление претензий потребителей к исполнителям». Выйдя на улицу, вдохнув свежий морозный воздух и в очередной раз удивившись нетронутому льду, следует вызвать либо мастера, либо главного инженера жэка для составления акта о непредоставленных услугах. Акт адресуется начальнику жэка, а копия направляется в территориальное подразделение жилищно-коммунальной инспекции. По пункту «снег» жэки обязаны чис­тить «под скребок» проезды и тротуарные дорожки, заготавливать, завозить посыпочные материалы и обрабатывать ими дороги. Поэтому в претензии следует также потребовать пересчитать тариф, если такая услуга не предоставлена. В случае отказа представителя жэка подписывать документ достаточно будет, чтобы это сделали два жителя дома. Но возмещение ущерба за «поскользнувшуюся» машину отсудить у жэка нереально – даже крупные страховщики в порядке регресса не берутся судиться с ними.

Суд да дело

Теперь от общих проблем можем перейти к частным, когда, например, обледенелый участок дороги стал причиной ДТП. «Согласно «Единым правилам ремонта и содержания автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов, правилам пользования ими и охраны», утвержденным Постановлением Кабмина № 198 от 30 марта 1994 года, дорожники обязаны, кроме прочего, анализировать состояние аварийности на дорожных объектах, обнаруживать аварийно опасные участки и места концентрации ДТП. Кроме того, эти правила предписывают им вместе с ГАИ принимать участие в осмотре мест ДТП для определения дорожных условий, при которых оно случилось, и устранять обнаруженные недостатки», – комментирует партнер юридической компании «Эйдиком» Алена Воронцова. Это, естественно, теория.

Нас же интересует возможность компенсировать материальные убытки, нанесенные в связи с дорожными условиями. Итак, при наличии у водителя полиса КАСКО юристы советуют предпринять попытку отнести ДТП, произошедшие в результате, например, обледенения участка дороги, к случайностям, что подпадает под действие договора. Для этого нужно зафиксировать на фото дорогу, а также вписать замечания о ее состоянии в протокол ГАИ о ДТП и проконтролировать, чтобы в разделе «Состояние дороги» инспектор не поставил прочерки. «Контрольный выстрел» – сообщить о ситуации в оперативный штаб «Укравтодора», но так, чтобы ваш сигнал был зафиксирован. Впрочем, в нынешней ситуации на рынке автострахования добиться выплат нелегко вне зависимости от причин ДТП. Тем не менее, побороться стоит.

Если автомобиль не застрахован, можно вступить в неравный бой с коммунальщиками или дорожниками (в зависимости от ситуации) самому. Согласно Гражданскому процессуальному кодексу иск подается либо по месту нахождения ответчика, либо по месту происшествия. Если речь идет о загородной аварии и о причинении вреда имуществу, судиться придется со службой автомобильных дорог в той области, где случилось событие. С коммунальщиками судиться ближе, только взять с них, как правило, нечего.

«Владельцу автомобиля необходимо будет доказать (описать в иске с приложением подтверждающих документов) не только факт виновности дорожников или лиц, которые непосредственно несут ответственность за конкретный участок дороги, в нанесении ущерба автомобилю, но и причинно-следственную связь между этими событиями. Для этого среди прочего необходимо знать, в каком состоянии дорога должна быть, когда должен проводиться ее плановый ремонт, как обязаны реагировать дорожники на незапланированные повреждения дороги (например, поставить соответствующие предупреждающие знаки) и т. п. Доказательству подлежит и размер нанесенного ущерба. Для этого проводятся соответствующие экспертизы», – говорит управляющий партнер юридической фирмы «Можаев и партнеры» Михаил Можаев. По его словам, пострадавшему нужно обратиться к юрлицу, ответственному за состояние дорог, для получения этих документов или же объяснений. В случае непредоставления таких документов уже в судебном порядке необходимо будет заявить ходатайство об их истребовании от ответчика.

Но это еще не все. Прежде чем судиться с уважаемыми людьми, автолюбителю нужно доказать, что он свято выполнял все Правила дорожного движения. «Иначе взыскать возмещение причиненного ущерба будет проблематично. Другое дело, когда водитель не мог избежать нарушения, ибо это в дальнейшем повлекло бы более значительные повреждения имущества или гибель людей. Но здесь все точки расставит соответствующая экспертиза», – отмечает г-н Можаев. «Даже вынужденное нарушение водителем ПДД (выезд на встречную полосу, объезд препятствия и тому подобное) не освобождает его от ответственности. А если по маршруту следования установлены предупредительные знаки, обеспечение безопасности проезда возлагается, согласно ПДД, на водителя», – дополняет Алена Воронцова.

Наказать можно!

В конце прошлого года прокуратура Донецкой области возбудила уголовное дело против должностных лиц ГП «Донецкий облавтодор». Проверки показали, что ответственные за ремонт, эксплуатацию и обслуживание дорог не всегда обеспечивают их надлежащее состояние. В результате транспортными прокурорами внесено 14 представлений и предписаний, возбуждено 10 административных производств. Но речь по большей части шла о правильности разметки, ремонтно-строительных работах и т. д.

Задать вопросы и предъявить претензии чиновникам «Укравтодора» можно на www.ukravtodor.gov.ua или на горячую линию в Киеве (044) 287-11-40, 287-42-18.