{feed}

Все публикации

У украинцев нет препятствий на взыскание страхового возмещения

Управляющий партнер юридической фирмы «Можаев и Партнеры» Михаил Можаев рассказал Maanimo.com, как на клиентах отразится отзыв лицензий у страховых компаний

— Михаил, на прошлой неделе Госфинуслуг стал активнее прежнего приостанавливать лицензии у страховых компаний («Страховые традиции», «Галактика»). Чем это чревато для клиентов проштрафившихся перед регулятором СК?

— Для таких клиентов это означает, что последние не смогут в период приостановленния лицензии предоставлять услуги по страхованию, а, соответственно, не смогут привлекать дополнительные денежные средства и рассчитываться за их счет с клиентами. То есть удовлетворение требований клиентов о возмещении ущерба будет осуществляться исходя из той денежной массы и активов, которыми обладает СК (если нет дополнительной солидарной ответственности и т.п.).

Более того, касательно СК «Страховые традиции» и «Галактика» следует отметить, что официальной причиной приостановления лицензий стало невыполнение ими своих обязательств перед клиентами.

Наиболее строгим средством влияния на СК является отстранение руководства от управления финучреждением и введение временной администрации. Основания для таких действий предусмотрены в ст.46 Закона Украины «О финансовых услугах и государственном регулировании рынка финансовых услуг», где администрации вводится как по инициативе руководства СК, так и уполномоченного органа на срок не более одного года.

За последний год нам уже известны случаи введения известных временных администраций в банках. Впрочем, страховым компаниям это не так страшно. Дело все в том, что при введении администраций в СК не вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов (клиентов), то есть, нет препятствий на взыскание возмещения со страховщика.
   
— Чтобы вы посоветовали предпринимать в связи с этим клиентам таких компаний?

— Действия клиентов могут быть как лояльными, так и жесткими. Многое зависит от позиции страховой компании и решений ее акционеров. Зачем, например, «душить» СК и нестись с иском в суд, если последняя обещает произвести выплату через месяц. Однако, когда это превращается в систему, либо есть иные негативные предпосылки, то промедление — смерти подобно!

— Насколько велика вероятность получения клиентами проблемных страховых выплат возмещений через суд?

— Настолько, насколько хватит активов СК и имеющихся солидарно ответственных лиц, например, Моторного (Транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ), членом которого является СК-должник.

Но при этом, клиентам стоит остерегаться «маленьких» хитростей или же совпадений (без фактов простому гражданину сложно в этом разобраться), где до приостановки лицензии «шаткие» СК почему-то исключаются из членов МТСБУ.

— Как нужно строить свою позицию в суде, дабы получить возмещение?

— Если вы уже пришли в суд и страховая компания сопротивляется (не хочет признавать сумму возмещения, заключать мировое соглашение и т.п.), то, по-моему, нужно занимать жесткую требовательную позицию.

Сроки выплат зависят от того, на какой стадии происходят выплаты: при урегулировании спора через мировое соглашение — по договоренности сторон. Если же выплаты производятся по решению суда, то после вступления решения в силу клиенту необходимо обратиться в отдел государственной исполнительной службы (ОГИС) по местонахождению должника с заявлением об открытии исполнительного производства. ОИГС в установленный законом шестимесячный срок обязан произвести принудительное взыскание средств.