{feed}

Все публикации

В каком случае стоит судиться с банком

Banki.ua от 18 Ноября 2013

Уволили

У юриста ЮФ «Можаев и Партнеры» Константина Цуперяка треть дел в судах Киевской области касаются разбирательств с банками. Люди пытаются защитить имущество, которое заложили под ипотеку, желают выехать за рубеж, но не могут из-за долгов перед банками, родственники или поручители должников не желают слушать угрозы банка наказать за долги безответственных неплательщиков. Юрист рассказывает, что успех в таких делах возможен. При условии, если банк нарушил обязательства или непрофессионально прописал договор.

1. Банк прописал в договоре положення, которые противоречат законодательству

Например, по договору должнику не оставили права досрочно вернуть деньги или клиент не был первоначально согласен со всеми условиями договора. В таком случае в судебном порядке договор признают недействительным.

2. Без согласия поручителя увеличили зону его ответственности

В случае, если клиент взял кредит под поручительство друзей или родственников. А через некоторое время в банке увеличили процентную ставку, санкции, сроки или размер кредита, а поручитель об этом не знал и не подтверждал свое присутствие в сделке. Тогда всю ответственность за невыполнение кредитных обязательств по закону возьмет на себя банк.

3. Банк обратился в суд без предупреждения

Клиент задолжал за ипотеку, а через несколько месяцев к нему пришла повестка в суд. Никаких предупреждений о проблемной задолженности и о намерениях банка судиться не поступало. В этой ситуации клиент вполне имеет шансы выиграть дело в суде. В идеале, сообщение о задолженности и предупреждение о возможном судебном разбирательстве клиент должен получить в руки под расписку.

4. Банк увеличил процентную ставку в одностороннем порядке

Юристы отмечают, что много таких дел выигрывали после 2008-го года. Когда банки поднимали процентные ставки на автокредитование. Судовые иски позволяли отменить дополнительные проценты или даже закрыть договор по кредиту.

5. Банк пропустил срок исковой давности

По закону срок исковой давности – 3 года с момента нарушения клиентом условий договора. Иными словами, с того момента, когда банк впервые сообщил должнику о нарушении сроков платежа. Если после этого клиент не проплачивал деньги и не вел переговоров с банками – договор может быть прерван на законных основаниях.

Юрист отмечает, что случалось, что таким образом клиентам прерывали договор по ипотеке и отдавали в пользование квартиру, несмотря на то, что за нее заплатили лишь незначительную часть стоимости.

Условиями, которые сыграют в суде не на пользу должника, могут служить подтверждения, что клиент заведомо не планировал возвращать кредит, несмотря на старания банка, не шел на контакт, избегал переговоров по реструктуризации долга.

«Как правило, банки так прописывают договора, чтобы обеспечить свой успех в суде, если случится, что должник не сможет вернуть долг. Поэтому, окончательная победа, при условии, что должник все же нарушал обязательства, маловероятна. В таких случаях, как правило, остается лишь отбиваться от банков, оттягивать срок выплаты долга, ведь банки не будут списывать долг просто так. Иными словами, выиграть некоторые локальные битвы легче, чем выиграть войну с банком в целом», - отмечает юрист Константин Цуперяк.

Чтобы упростить процесс решения споров между клиентами и банками, в Независимой ассоциации банков Украины пытаются создать свой Третейский суд. Сейчас ожидают государственной регистрации. Сообщил Сергей Мамедов, глава правления Укргазбанк, исполнительный директор НАБУ:

«Если банкиры будут знать, что желание клиента - "кинуть банк", какие выгодные процентные ставки могут быть? Необходимо принимать какие-то решения по поводу судебного разбирательства. В Независимой ассоциации банков Украины принято решение о том, что создается у нас такой орган, как финансовый омбудсмен и принято решение о создании Третейского суда в составе нашей Ассоциации. Мы стараемся сделать все возможное, чтобы доверие к банковской системе возрастало».

Третейский суд уже 8 лет действует при Ассоциации украинских банков. В нем - большинство споров рассматривают по инициативе банкиров. Клиенты для решения своих проблем продолжают обращаться в хозяйственные суды.