{feed}

Все публикации

Как правильно вести себя с коллекторами?

"Минфин" от 27 марта 2013

Коллекторы

Советует адвокат, управляющий партнер ЮФ «Можаев и Партнеры» Михаил Можаев.

При телефонном разговоре следует спросить и записать ФИО, должность исполнителя, название компании-коллектора, контактный номер телефона, по какому вопросу беспокоят, что предлагают. Обычно такие разговоры записываются, поэтому нужно вести себя предельно спокойно и толерантно. Сразу хочется отметить, что не нужно бояться каких-либо запугиваний со стороны коллекторов, типа «мы возбудим против вас уголовное дело, мы насчитаем вам баснословные проценты, заберем у вас все имущество, вы останетесь без машины и т.п.», так как они не совсем объективны. Здесь нужно понимать, что если бы так и было, то, поверьте, с вами бы никто не церемонился и не предлагал вам решить вопрос в добровольном порядке, давя на вас психологически телефонными звонками или при встрече.

Если есть судебное решение в отношении банка (первичного кредитора), то коллекторам нужно совершать действия по замене стороны в судебном деле. Потом получить исполнительный лист, обратиться в органы государственной исполнительной службы и т.п. Все это занимает массу времени, расходов и трудоресурсов. По срокам — примерно 6-12 месяцев, а если должник будет сопротивляться — и того больше.

Возбудить уголовное дело практически не возможно, т.к. должны быть явные признаки преступления. Забрать автомобиль и продать его «с молотка» тоже не так просто. Его нужно еще забрать, оценить, передать на торги, продать. А это занимает от 3-х до 6-ти месяцев.

При личной встрече не рекомендую подписывать каких-либо протоколов встреч, если вы, конечно, не договорились о снижении суммы остатка долга. Коллектора обычно предлагают «формально» подписать подготовленный ими документ, но следует понимать, что все написанное в нем далее в суде будет использовано против заемщика. Внимательно анализировать предоставляемые расчеты. Если вы их подписываете — значит, соглашаетесь с ними, даже если они не правильные и не вашу пользу. Главное правило: действуйте в строгом соответствии с заключенным кредитным договором.


Какие свои права нужно знать при общении с коллекторами по телефону или личной встрече с ними?

  1. Получить документы, которые подтверждают переход права требования долга к коллектору (копию договора купли-продажи, факторинга, акта приема передачи и т.п.).
  2. Знать, какая сумма долга была передана.
  3. Понимать, что у коллекторов не больше прав, чем у первичного кредитора (банка) и они тоже действуют исключительно в рамках закона. А если его преступают, то будут нести соответствующую ответственность.
  4. Должнику необходимо понимать, что с коллектором можно и нужно договориться. Это более возможно, чем с банком, т.к. коллектора — это частные компании, которые выкупают долги с большим дисконтом (80-90%) и, конечно же, им будет выгодно, если должник одним платежом сразу закроет, например, 50% долга, а остаток ему спишут. Это должно быть интересно обеим сторонам. Но даже если коллектор на это согласиться, должнику необходимо внимательно просчитать все текущие расходы, чтобы полностью закрыть вопрос кредита. Например, исполнительный сбор (10%) при открытом исполнительном производстве, судебные издержки и т.п.