{feed}

Все публикации

Законодательные новации позволят представителям власти и приближенному к ним бизнесу еще эффективнее защитить свои права в суде

Алексей Редько, "Деловая Столица" от 10 октября 2011

Руки

На прошлой сессионной неделе парламент продолжил законодательное оформление судебной реформы. Принятый депутатами в целом законопроект №9151 вновь расширяет кадровый состав и полномочия Верховного суда, который теперь сможет пересматривать решения высших специализированных судов, обобщать судебную практику и трактовать нормы действующих законов.

Личное дело

Законодательные правки, расширяющие полномочия ВСУ, принадлежат перу «регионалки» Ирины Бережной. Главная новация подготовленного ею документа — возвращение Верховному суду права пересматривать дела кассационных инстанций в случае неоднозначного применения ими законодательных норм (как это было до реформы). «Высшие специализированные суды, лишенные контроля ВСУ, часто допускали принятие «одиозных» решений. Ярким примером является признание в разгар кризиса недействительными валютных кредитных договоров по причине отсутствия у банка индивидуальных лицензий на их выдачу», — поясняет необходимость этой нормы управляющий партнер LCF LAW GROUP Анна Огренчук. Правда, теперь решение о целесообразности передачи дела в ВСУ (из-за нарушения в применении отдельных законодательных норм) станет принимать «профильный» высший суд. Иными словами, Высшие административный и хозяйственный суды, по сути, будут принимать решения о возможности пересмотра собственных вердиктов. Это может стать своеобразным фильтром, отсеивающим дела, по которым приняты решения, устраивающие власть или приближенных к ней представителей бизнеса. «С одной стороны, своими решениями высшие суды смогут запрещать пересматривать дела «правильных» истцов, тем самым закрепляя достигнутые на их уровне «договоренности». С другой, если вертикаль будет четко отлажена, высшие суды смогут «пропускать наверх» только самые «вкусные» дела, например, о нанесении крупных убытков государству», — дополняет управляющий партнер ЮК «Алексеев, Боярчуков и партнеры» Сергей Алексеев.

Тем более что у Верховного суда, если Президент подпишет новый закон, появится работа поважнее. По новым правилам решения ВСУ, в том числе и его трактовка законов, систематизированная и обобщенная практика, станут обязательными для выполнения не только нижестоящими судами, но и другими субъектами властных полномочий. Такого рода решения будут в обязательном порядке публиковаться на сайте ВСУ. Иными словами, в стране фактически будет введено прецедентное право. И Верховный суд сможет интерпретировать законы не хуже коллег из Конституционного суда. Безусловно, эта новация может быть оспорена в КС как противоречащая Конституции, поскольку Основной Закон обязывает судей и чиновников в своей деятельности руководствоваться исключительно законами и Конституцией, но никак не постановлениями ВСУ. Однако желающие подать соответствующее представление в КС вряд ли найдутся.

Осторожно, реестр закрывается

Новый закон откорректирует и порядок работы Верховного суда. Во-первых, документ расширяет его состав. Из-за сокращения полномочий штат ВСУ в результате прошлогодней реформы урезали с 80 до 20 судей. Однако лишь немногие тогда согласились уйти в отставку добровольно или перейти на работу в профильный для себя высший суд. В результате на сегодняшний день в суде трудятся 48 служителей Фемиды. Новый закон зафиксировал это количество законодательно и восстановил для них квалификационное распределение: принятый закон возобновляет работу ликвидированных ранее четырех судебных палат (по административным, хозяйственным, уголовным и гражданским делам), в которых теперь будут трудиться по 12 судей.

Во-вторых, изменится порядок рассмотрения дел палатами. По новым правилам делать это будут уже не пять судей, как было до проведения реформы, а вся палата. Кворум определен в количестве 2/3 ее членов, то есть восемь человек. «Если в законе есть прямое указание на кворум, это значит, что без него дела не смогут рассматриваться вовсе. Чем большее количество судей требуется для рассмотрения дела, тем сложнее их собрать и тем проще искусственно организовывать отсутствие кворума по делам, в затягивании которых заинтересована одна из сторон», — пояснил «ДС» управляющий партнер ЮФ «Можаев и Партнеры» Михаил Можаев.

Впрочем, другие нормы, наоборот, призваны ускорить завершение судебных процессов. Например, по новым правилам ВСУ теперь сможет выносить по делу окончательное решение, не отправляя его на повторное рассмотрение (в этом случае истцу приходится начинать все с первой судебной инстанции). «Сейчас ВСУ отправляет дела на повторное рассмотрение, лишь оценивая правомерность применения тех или иных норм. Эта практика способна искусственно затягивать процесс на несколько лет. Новация состоит в том, что ВСУ сможет выносить окончательное решение, основываясь на обстоятельствах дела. Но действовать эта норма будет только для дел, которые поступят в ВСУ после 1 ноября», — говорит юрист ЮФ Magisters Арсен Милютин. Сплетники, впрочем, утверждают, что в весомых делах и «цена» аргументов такого окончательного решения может достичь заоблачных высот.

Помимо этого, законодатель расширил возможности для эффективной судебной защиты. Верховный суд получит полномочия продлевать срок подачи кассации на решения, вынесенные высшими специализированными судами. На сегодняшний день он составляет один месяц для дел о неодинаковом применении законодательных норм и три месяца в случае выявления нарушений норм международного права. Правда, в Главном научно-экспертном управлении Верховной Рады обратили внимание на то, что в законе не прописано, что именно может считаться достаточным основанием для продления срока подачи кассации. Соответственно, это решение полностью отдано на откуп ВСУ.

Со вступлением в силу нового закона у судей, причем не только работающих в ВСУ, появится новое искушение использовать свои полномочия в коррупционных целях, поскольку судебная ветвь власти практически будет избавлена от общественного контроля. Согласно новому закону перечень судебных решений районных судов, которые подлежат включению в реестр, будет утверждаться Советом судей по согласованию с Государственной судебной администрацией. Иными словами, именно упомянутые органы станут решать, какие вердикты служителей Фемиды могут стать достоянием гласности. Это поможет власти скрыть от посторонних глаз судебные решения, выставляющие ее в нелицеприятном свете, а также сделает недоступными для простых смертных вердикты, открывающие возможность представителям бизнеса, вхожим в кабинеты высоких чиновников, с помощью судов отхватывать себе наиболее лакомые активы.

Новые полномочия для нового главы

Одной из негласных задач затеянной год назад судебной реформы была минимизация влияния на отечественную судебную систему представителя БЮТ и главы ВСУ Василия Онопенко. На момент вступления в силу закона о судебной реформе Василию Васильевичу оставалось пребывать в должности председателя Верховного суда больше года. И возможности сместить его законным образом у Партии регионов не было. Теперь же, когда полномочия г-на Онопенко официально закончились (это случилось 29 сентября), у Администрации Президента есть законные основания усадить в освободившееся кресло своего человека. И по аналогии с отменой конституционной реформы ради расширения прав главы государства фактически нивелировать основные «достижения» реформы судебной.

Сменщиком г-на Онопенко, по слухам, должен стать глава Высшей квалификационной комиссии судей Игорь Самсин. Его считают человеком Андрея Портнова, при этом сплетники поговаривают, что Игорь Леонович пока не пользуется личной благосклонностью Президента Виктора Януковича. Однако г-н Портнов якобы активно работает в данном направлении. Свой почти 40-летний стаж работы в сфере юриспруденции Игорь Самсин начал в Винницкой области стажером адвокатской конторы. Впервые был избран судьей в 1987 г. в Литинский райсуд. Уже в 1990 г. стал судьей Винницкого областного суда, а с апреля 1995 г. — судьей ВСУ. В 2005 г. откомандирован в состав Высшей квалификационной комиссии судей, а в марте на организационном заседании избран ее председателем. На второй срок избран в сентябре 2010 г. Главной задачей Игоря Леоновича на новой должности может стать установление максимально полного контроля над судебной системой в интересах «сине-белой» команды. А мотивацией судей для поддержки его кандидатуры на предстоящих выборах должно стать расширение их полномочий.

Полномочиями, которые так долго отстаивал для своего ведомства Василий Онопенко, теперь воспользуется его сменщик

На прошлой сессионной неделе парламент продолжил законодательное оформление судебной реформы. Принятый депутатами в целом законопроект №9151 вновь расширяет кадровый состав и полномочия Верховного суда, который теперь сможет пересматривать решения высших специализированных судов, обобщать судебную практику и трактовать нормы действующих законов. Однако общественность уже не сможет полноценно контролировать, укладываются ли вердикты служителей Фемиды в рамки действующего законодательства.

Личное дело

Законодательные правки, расширяющие полномочия ВСУ, принадлежат перу «регионалки» Ирины Бережной. Главная новация подготовленного ею документа — возвращение Верховному суду права пересматривать дела кассационных инстанций в случае неоднозначного применения ими законодательных норм (как это было до реформы). «Высшие специализированные суды, лишенные контроля ВСУ, часто допускали принятие «одиозных» решений. Ярким примером является признание в разгар кризиса недействительными валютных кредитных договоров по причине отсутствия у банка индивидуальных лицензий на их выдачу», — поясняет необходимость этой нормы управляющий партнер LCF LAW GROUP Анна Огренчук. Правда, теперь решение о целесообразности передачи дела в ВСУ (из-за нарушения в применении отдельных законодательных норм) станет принимать «профильный» высший суд. Иными словами, Высшие административный и хозяйственный суды, по сути, будут принимать решения о возможности пересмотра собственных вердиктов. Это может стать своеобразным фильтром, отсеивающим дела, по которым приняты решения, устраивающие власть или приближенных к ней представителей бизнеса. «С одной стороны, своими решениями высшие суды смогут запрещать пересматривать дела «правильных» истцов, тем самым закрепляя достигнутые на их уровне «договоренности». С другой, если вертикаль будет четко отлажена, высшие суды смогут «пропускать наверх» только самые «вкусные» дела, например, о нанесении крупных убытков государству», — дополняет управляющий партнер ЮК «Алексеев, Боярчуков и партнеры» Сергей Алексеев.

Тем более что у Верховного суда, если Президент подпишет новый закон, появится работа поважнее. По новым правилам решения ВСУ, в том числе и его трактовка законов, систематизированная и обобщенная практика, станут обязательными для выполнения не только нижестоящими судами, но и другими субъектами властных полномочий. Такого рода решения будут в обязательном порядке публиковаться на сайте ВСУ. Иными словами, в стране фактически будет введено прецедентное право. И Верховный суд сможет интерпретировать законы не хуже коллег из Конституционного суда. Безусловно, эта новация может быть оспорена в КС как противоречащая Конституции, поскольку Основной Закон обязывает судей и чиновников в своей деятельности руководствоваться исключительно законами и Конституцией, но никак не постановлениями ВСУ. Однако желающие подать соответствующее представление в КС вряд ли найдутся.

Осторожно, реестр закрывается

Новый закон откорректирует и порядок работы Верховного суда. Во-первых, документ расширяет его состав. Из-за сокращения полномочий штат ВСУ в результате прошлогодней реформы урезали с 80 до 20 судей. Однако лишь немногие тогда согласились уйти в отставку добровольно или перейти на работу в профильный для себя высший суд. В результате на сегодняшний день в суде трудятся 48 служителей Фемиды. Новый закон зафиксировал это количество законодательно и восстановил для них квалификационное распределение: принятый закон возобновляет работу ликвидированных ранее четырех судебных палат (по административным, хозяйственным, уголовным и гражданским делам), в которых теперь будут трудиться по 12 судей.

Во-вторых, изменится порядок рассмотрения дел палатами. По новым правилам делать это будут уже не пять судей, как было до проведения реформы, а вся палата. Кворум определен в количестве 2/3 ее членов, то есть восемь человек. «Если в законе есть прямое указание на кворум, это значит, что без него дела не смогут рассматриваться вовсе. Чем большее количество судей требуется для рассмотрения дела, тем сложнее их собрать и тем проще искусственно организовывать отсутствие кворума по делам, в затягивании которых заинтересована одна из сторон», — пояснил «ДС» управляющий партнер ЮФ «Можаев и Партнеры» Михаил Можаев.

Впрочем, другие нормы, наоборот, призваны ускорить завершение судебных процессов. Например, по новым правилам ВСУ теперь сможет выносить по делу окончательное решение, не отправляя его на повторное рассмотрение (в этом случае истцу приходится начинать все с первой судебной инстанции). «Сейчас ВСУ отправляет дела на повторное рассмотрение, лишь оценивая правомерность применения тех или иных норм. Эта практика способна искусственно затягивать процесс на несколько лет. Новация состоит в том, что ВСУ сможет выносить окончательное решение, основываясь на обстоятельствах дела. Но действовать эта норма будет только для дел, которые поступят в ВСУ после 1 ноября», — говорит юрист ЮФ Magisters Арсен Милютин. Сплетники, впрочем, утверждают, что в весомых делах и «цена» аргументов такого окончательного решения может достичь заоблачных высот.

Помимо этого, законодатель расширил возможности для эффективной судебной защиты. Верховный суд получит полномочия продлевать срок подачи кассации на решения, вынесенные высшими специализированными судами. На сегодняшний день он составляет один месяц для дел о неодинаковом применении законодательных норм и три месяца в случае выявления нарушений норм международного права. Правда, в Главном научно-экспертном управлении Верховной Рады обратили внимание на то, что в законе не прописано, что именно может считаться достаточным основанием для продления срока подачи кассации. Соответственно, это решение полностью отдано на откуп ВСУ.

Со вступлением в силу нового закона у судей, причем не только работающих в ВСУ, появится новое искушение использовать свои полномочия в коррупционных целях, поскольку судебная ветвь власти практически будет избавлена от общественного контроля. Согласно новому закону перечень судебных решений районных судов, которые подлежат включению в реестр, будет утверждаться Советом судей по согласованию с Государственной судебной администрацией. Иными словами, именно упомянутые органы станут решать, какие вердикты служителей Фемиды могут стать достоянием гласности. Это поможет власти скрыть от посторонних глаз судебные решения, выставляющие ее в нелицеприятном свете, а также сделает недоступными для простых смертных вердикты, открывающие возможность представителям бизнеса, вхожим в кабинеты высоких чиновников, с помощью судов отхватывать себе наиболее лакомые активы.

Новые полномочия для нового главы

Одной из негласных задач затеянной год назад судебной реформы была минимизация влияния на отечественную судебную систему представителя БЮТ и главы ВСУ Василия Онопенко. На момент вступления в силу закона о судебной реформе Василию Васильевичу оставалось пребывать в должности председателя Верховного суда больше года. И возможности сместить его законным образом у Партии регионов не было. Теперь же, когда полномочия г-на Онопенко официально закончились (это случилось 29 сентября), у Администрации Президента есть законные основания усадить в освободившееся кресло своего человека. И по аналогии с отменой конституционной реформы ради расширения прав главы государства фактически нивелировать основные «достижения» реформы судебной.

Сменщиком г-на Онопенко, по слухам, должен стать глава Высшей квалификационной комиссии судей Игорь Самсин. Его считают человеком Андрея Портнова, при этом сплетники поговаривают, что Игорь Леонович пока не пользуется личной благосклонностью Президента Виктора Януковича. Однако г-н Портнов якобы активно работает в данном направлении. Свой почти 40-летний стаж работы в сфере юриспруденции Игорь Самсин начал в Винницкой области стажером адвокатской конторы. Впервые был избран судьей в 1987 г. в Литинский райсуд. Уже в 1990 г. стал судьей Винницкого областного суда, а с апреля 1995 г. — судьей ВСУ. В 2005 г. откомандирован в состав Высшей квалификационной комиссии судей, а в марте на организационном заседании избран ее председателем. На второй срок избран в сентябре 2010 г. Главной задачей Игоря Леоновича на новой должности может стать установление максимально полного контроля над судебной системой в интересах «сине-белой» команды. А мотивацией судей для поддержки его кандидатуры на предстоящих выборах должно стать расширение их полномочий.