{feed}

Все публикации

Пенсионеров подсадят на офшоры

Татьяна Очимовская, "Комментарии" от 25 ноября 2011

ПенсияПравительство предлагает наполнить пенсионный фонд за счет нового налога, который отечественный бизнес сможет легко обойти

МИНИСТР социальной политики продолжает искать деньги для пенсионеров в бездонных карманах олигархов. Вслед за инициативой ввести «налог на богатство» вице-премьер Сергей Тигипко решил поразить общественность новой идеей — о введении налога на операции с офшорами. «Мы предлагаем внедрить 12%-ный сбор на операции с офшорами. Средства, полученные от этого налога, пойдут в Пенсионный фонд на выплату и повышение пенсий. А это около миллиарда гривен», — подсчитал он. Кроме того, Минсоцполитики намерено увеличить официальный перечень офшорных зон с нынешних 36 до 68, что расширит будущую базу налогообложения. И, по предварительным оценкам, позволит наскрести для пенсионеров еще порядка 2 млрд. грн.

Эти инициативы уже учтены в презентованном правительством законопроекте «О внесении изменений в Закон Украины «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование». Помимо этого, в документе оговаривается расширение перечня плательщиков сбора на обязательное государственное пенсионное страхование. В частности, обязательство по уплате сбора будет распространено на предприятия, организации, физических лиц — субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих операции с контрагентами, зарегистрированных в офшорных зонах, или при участии зарегистрированных там третьих лиц. «При этом проект предусматривает необходимость уплаты сбора одновременно с перечислением денежных средств получателю, зарегистрированному в офшорной зоне, в том числе на счета, открытые в офшорной зоне, собственник которых в ней не зарегистрирован. Сбор также взимается в момент выполнения обязательства перед нерезидентом (в случае выполнения обязательства в неденежной форме, например поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, передачи ценных бумаг и пр.)», — рассказывает партнер АО Arzinger Анна Погребная.

Опрошенные «k:» эксперты весьма скептически относятся к финансовым планам правительства. Они считают, что эти новшества обречены на провал еще на этапе подготовки и принятия законопроекта. Конечно, народные избранники едва ли откажутся голосовать за популистский документ, который может помочь им заработать электоральные очки в канун выборов. Однако, скорее всего, они предусмотрят в нем обходные пути, позволяющие не слишком раскошеливаться на пенсионеров. При этом при офшорных реформах будут учтены интересы именно самых богатых граждан страны. «Главное в законопроекте, чтобы он распространялся на всех, а не делал определенные круги еще богаче и еще более защищенными, а другие вытеснял с рынка. Вероятно, даже после его принятия бизнесом будут использоваться доступные офшоры, которые не войдут в законодательно утвержденный список в Украине, или же в документе будет оставлена лазейка для самых «умных» (читай — самых богатых)», — считает управляющий партнер, адвокат ЮФ «Можаев и партнеры» Михаил Можаев.

Отказаться от использования офшорных компаний, создание которых уже давно стало фактически легальным способом минимизации налоговой нагрузки при ведении крупного и среднего бизнеса, в одночасье никто не сможет. «Сегодня зарегистрировать компанию в офшорной зоне очень просто и относительно дешево. Например, на Кипре это дело нескольких часов и стоит 1 тыс. евро. А экономический эффект при правильном использовании компании колоссальный, да и добраться к этим активам сложнее, чем к украинским», — объяснил Михаил Можаев. Поэтому возможное введение офшорного сбора вынудит предприятия активно искать обходные пути для движения капиталов, конечным пунктом для которых все равно будут налоговые гавани. Это будет тем более актуально, что действующий Налоговый кодекс уже предусмотрел ряд ограничений и не слишком приятных фискальных последствий по операциям украинских предприятий с нерезидентами — офшорными компаниями в отношении расходов по налогу на прибыль. Одно из них — невозможность отнесения к расходам роялти в пользу офшорного нерезидента. Введение же нового налога может привести к переориентации бизнеса на другие лояльные юрисдикции и подтолкнуть его к построению многоуровневых схем. Сделать это не так уж сложно. «Предлагаемая ставка налога высока, поэтому ее узаконивание парламентом, очевидно, повлечет за собой сокращение количества облагаемых операций с участием офшоров напрямую. Например, с помощью использования вначале компаний-нерезидентов, не имеющих офшорного статуса, соглашений о замене стороны в договоре и т.д. Другим способом может быть занижение контрактных стоимостей (цен) операций при участии офшорных компаний», — полагает Алексей Гришко, адвокат адвокатской фирмы «Грамацкий и партнеры». «Количество разнообразных схем перемещения капиталов в офшорные зоны через неофшорные страны с благоприятным инвестиционным климатом будет увеличиваться. Поэтому не стоит ожидать увеличения доходной статьи ПФУ за счет предлагаемых новшеств», — согласна с коллегой Юлия Яшенкова, старший юрист международной юридической группы AstapovLawyers.

Хотя в этом случае правительство сможет разыграть козырь, позволяющий ему расширить список офшорных зон. Не исключено, что при его дополнении Украина позаимствует новые юрисдикции из опыта других стран. «Например, перечень офшорных зон для налоговых целей, утвержденный Минфином России, содержит 43 государства. Кроме того, украинский перечень офшорных зон пока не включает такие классические офшорные юрисдикции и зоны, как Панама, штаты Делавер и Орегон в США. Возможно также включение в расширенный список таких европейских юрисдикций, как Лихтенштейн, Мальта и Кипр», — прогнозирует Анна Погребная.